Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях
Каждая третья компания автоматизирует процессы
По данным исследования, почти каждая третья компания на российском рынке сейчас использует различные системы и инструменты для автоматизации подбора персонала. В основном компании внедряют сторонние сервисы (21%), но есть и такие, которые самостоятельно разрабатывают решения для оптимизации рабочих процессов (9%). При этом 68% опрошенных заявили, что в настоящее время не используют никаких решений для автоматизации подбора персонала.
Крупные компании со штатом от 500 человек более технологичны: 39% из них уже так или иначе внедрили системы автоматизации подбора персонала в свои процессы рекрутинга.
Какая польза от автоматизации
Большинство респондентов уверены, что внедрение технологий положительно скажется на эффективности подбора в целом и на их работе в частности. Только 11% опрошенных испытывают скепсис и полагают, что наличие системы автоматизации никак не повлияет на эффективность рекрутинга.
Основное преимущество, которое опрошенные видят во внедрении HR-tech-сервисов в свою работу, — сокращение рутинных операций для высвобождения времени на решение новых задач (42%). Прозрачность и контроль бюджета на подбор (28%) и уменьшение сроков найма относительно конкурентов (26%) — тоже популярные ожидания респондентов от автоматизированных систем.
По мнению опрошенных HR-специалистов, основные сложности, с которыми компании сталкиваются при автоматизации процессов: отсутствие бюджетов и ресурсов для внедрения (56%), высокая стоимость программного обеспечения (41%) и отсутствие у провайдеров понятных метрик эффективности от их внедрения (37%).
Комментирует Марина Хадина, директор по развитию
«Наше исследование в очередной раз подтвердило, что среди HR-специалистов есть четкое понимание преимуществ внедрения автоматизированных решений в процессы рекрутинга. Причем это осознание за последний год получило еще большее распространение в российских компаниях независимо от их величины и сферы бизнеса. Главным стереотипом, который еще достаточно устойчив и который еще предстоит развенчать, является мнение о дороговизне таких решений и отсутствие бюджета на их внедрение. Поэтому ключевая задача для российских HR-tech-компаний на сегодняшний день заключается в оцифровке материального эффекта автоматизации стандартных HR-процессов и кастомизации своих продуктов под задачи конкретных работодателей, а не общие рассуждения о прорывных технологиях. Только после этого мы сможем увидеть, как установка CRM или ATS станет базовым шагом в рекрутменте».
Комментирует Андрей Крылов, CEO и основатель Skillaz:
«На мой взгляд, потенциал российского рынка автоматизации в целом в HR и в подборе в частности, не задействован еще даже на 10%. Но мы видим большой интерес к диджитализации рекрутмента у крупных клиентов из банковского сектора, в ретейле, в производственных компаниях. Еще один плюс нашего рынка: многие компании, кто начинает автоматизацию с нуля, двигаются значительно быстрее западных коллег, кто уже много лет использует когда-то зарекомендовавшие себя решения, но стремительно отстающие по функционалу сегодня. Таким компаниям приходится сложнее, потому что «сломать» старое и построить все заново могут позволить себе далеко не все».
Какие HR-процессы компании уже автоматизируют
В первую очередь компании автоматизируют наиболее трудозатратные процессы с потоком однотипных задач: поиск и подбор персонала (70%), кадровое делопроизводство (56%) и расчет заработных плат и премий (52%).
Подобные намерения компаний напрямую коррелируются c потребностями сотрудников HR-департаментов. Большинство опрошенных специалистов сошлись во мнении, что рутинные повторяющиеся операции (внесение резюме в базу данных, звонки, напоминания и так далее), а также аналитика и составление отчетности — главные потребности для автоматизации процесса подбора персонала у них в компании. Так ответили 78% и 73% респондентов.
В рамках подбора персонала чаще других большинство автоматизирует отправку уведомлений кандидатам по SMS и e-mail (74%), аналитику по подбору (58%), ранжирование резюме (47%) и поиск кандидатов (42%).
Пока гораздо в меньшей степени в российских компаниях автоматизированы процессы, связанные с коммуникацией и оценкой: только пятая часть компаний (21%) использует аудио- и чат-ботов для общения с кандидатами, проводит видеоинтервью в качестве прескрининга и роботизирует специальные проверки (медкомиссия, ПДД, службы безопасности и прочие).
Респонденты также отметили минимальный бизнес-эффект подобных инструментов на их работу и результативность подбора в целом. По их мнению, меньше всего на эффективность работы повлияли решения, которые должны упростить коммуникацию с кандидатами: автоматизированный обзвон, чат-боты, аудио- и видеоинтервью.
Оценка экономического эффекта от автоматизации
Если говорить об окупаемости вложенных средств, то 48% опрошенных заявили, что их инвестиции в автоматизацию уже окупились, а 38% респондентов пока затруднились оценить бизнес-эффект от внедрения.
«Сегодня на рынке представлены сервисы, отвечающие потребностям самого разного бизнеса и его конкретным задачам по найму персонала. И если крупные компании все чаще могут позволить себе эксперименты по внедрению сразу нескольких ATS- и CRM-систем, то для небольших и быстрорастущих бизнесов важно выбрать одну систему, которая, с одной стороны, автоматизировала бы текущие процессы найма, а с другой — была масштабируема и адекватна росту бизнес-показателей и расширению потребностей в персонале, — сказала Марина Хадина. — Затруднение в оценке эффекта от внедрения является также ограничением возможности для руководителя HR обосновать необходимость выделения инвестиций в подобные проекты. В этой связи мы помогаем коллегам в подобных оценках, а также видим для себя как задачу для продолжения развития помогающего продукта».
Привела ли автоматизация к кадровым сокращениям
На вопрос о том, были ли кадровые сокращения в HR-департаменте после автоматизации, большинство респондентов ответили, что у них в компании никто не потерял свои рабочие места (85%). По мнению опрошенных, сокращение рутинных операций не несет в себе риска потери работы для специалистов, так как они смогут больше внимания уделять другим, более интеллектуальным задачам.
Какое будущее нас ждет?
Только 2% опрошенных посчитали, что в будущем на откуп роботам можно будет отдать принятие решений по кандидатам. Большинство специалистов считают это исключительно своей компетенцией. Также почти каждый второй респондент (42%) считает, что отдавать оценку соискателей на откуп ИИ неэтично по отношению к самому кандидату. Оценивать, отказывать в работе или нанимать его должен человек, а не система.
По мнению большинства респондентов в будущем в процессе подбора персонала место человеку обязательно останется, и лишь 6% сомневаются в этом. При этом 33% считают, что их работа трансформируется: человек будет нужен для того, чтобы руководить и контролировать технологии, на откуп которым будет отдана вся рутина.
Поэтому только 6% HR-специалистов беспокоятся, что в будущем останутся без работы. Большинство респондентов не пугает такая перспектива, потому что они переквалифицируются в того, кто сможет управлять роботизацией процессов (52%), а 41% считают, что полная замена роботами людей в их отрасли в принципе невозможна.
Комментирует Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix:
«Судя по нашей практике, если HR говорит, что им не нужна система автоматизации и они работают со стандартными инструментами, то при смене менеджмента в таких компаниях или возникновении потребности в массовом найме мы все чаще получаем запрос на оцифровку и оптимизацию процессов. Потому что в данной ситуации точкой роста для HR-специалистов будут совсем другие процессы, среди которых будут уже развитие бренда работодателя, программ корпоративного обучения, внутренних коммуникаций, wellness-программ и многое другое. Исходя из этого можно сказать, что страх перед роботизацией — стандартная, понятная реакция, но она не несет за собой реальной угрозы».
Комментирует Андрей Крылов, CEO и основатель Skillaz:
«Сегодня рынок находится на том этапе, когда повторяющиеся рутинные операции, особенно в массовом подборе, компании переводят на алгоритмы. Когда подбор измеряется тысячами и десятками тысяч сотрудников в год, это способно заметно повлиять на эффективность всего бизнеса. Это помогает значительно снизить нагрузку на рекрутеров, высвободить их время на более интеллектуальные задачи. Таким образом алгоритмы, которые программируют люди, помогают им самим принимать решения быстрее, которые при этом более статистически удачные. Но само решение о найме принимает человек. Например, если одним из этапов отбора на позицию является профессиональное тестирование на hard skills, то система может объективно оценивать успешность выполнения и ранжировать финалистов по количеству набранных баллов. Но в рекрутинге пока на рынке нет рабочих инструментов, которые бы анализировали все данные кандидата и принимали решения самостоятельно, совершенно без участия человека, особенно в области оценки soft skills. Поэтому беспокоиться о том, что нас скоро будут нанимать бездушные машины, точно не стоит», — комментирует эти результаты Андрей Крылов.
↩ К другим статьям